Красота́ — эстетическая (неутилитарная) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. «Красота» является важнейшей категорией культуры. В своём эстетическом восприятии понятие красоты близко к понятию прекрасного,
с той лишь разницей, что последнее является высшей (абсолютной)
степенью красоты. Вместе с тем, красота является более общим и
многогранным понятием, во многом эклектичным. Противоположностью красоты является безобразное.[1]
Утилитарным понятием красоты является целесообразность, скрытая для
логического объяснения и требующая своего познания. Скрытая
целесообразность всегда предполагает объект, для которого имеет место
данная целесообразность. Абсолютную красоту человек выделяет как разум
окружающего мира, относительную как продукт своей разумной
деятельности. Красота относительна. То, что кажется красивым
человечеству, возможно, не является красотой для другого носителя
разума. Так, например, у инопланетных разумных существ, если таковые,
конечно, имеются, вполне может быть совершенно иной взгляд на красоту и
эстетику. И то, что кажется человечеству безобразным, отвратительным и
ужасным, им может представляться прекрасным. Также, безусловно,
относителен взгляд человека на красоту тела противоположного пола, так
как он во многом диктуется сексуальным инстинктом. Относительная
красота (видовой разум) - генотипична. Абсолютная красота (абсолютный
разум) - перманентна.
По словам советского ученого и писателя Ивана Ефремова, красота — высшая степень целесообразности в природе,
гармоничного соответствия и сочетания элементов (в том числе и
противоречивых) во всяком устройстве, во всякой вещи и во всяком
организме.[2][3]
Каждого человека, безусловно, волнует то, как он выглядит. Над
кем-то из нас давлеет желание выделяться, нравиться окружающим и, таким
образом, не затеряться в социальной среде, а для других понятие
"красота", прежде всего, ассоциируется с достижением гармонии личности.
Таким образом, понятие красоты может определяться как внешними
факторами, так и духовной составляющей человека.
Для достижения внешней привлекательности, конечно, необходимо следить за своим здоровьем, следовать советам по сохранению красоты, а внутренний мир зачастую обогащается самосовершенствованием человека, как личности. Со времён античности понятие красоты является одним из важнейших в
философии восприятия бытия. Древнегреческими философами красота
воспринималась как явление объективное и онтологическое по своей сути,
связанное с совершенством Универсума, с пониманием космоса как миропорядка, целесообразности, украшения.[4]
Со времён Сократа
красота начинает рассматриваться не только в онтологическом смысле, но
и как категория разума, сознания. Для самого Сократа красота являлась
одной из важнейших категорий мироздания.
Аристотелем понятие красоты как олицетворения блага, совершенства относилось к сугубо нравственной, нерассудочной категории.
По Платону, до рождения человек пребывает в сфере красоты и чистой мысли. Восприятие красоты и блага (добра) как высшей идеи является основным мотивом его философского творчества.
Восприятие красоты античными философами было обобщено в работах Плотина, где, в частности, красота получала функцию возводящей к божественному и прекрасному.
|