Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа «универсального человека» (лат. homo universale) — идеала итальянского Ренессанса.
Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и
божественным духом. Он опередил своё время на несколько веков.
Окружённый легендами ещё при жизни, великий Леонардо — символ
безграничных устремлений человеческого разума. Явив собою идеал
ренессансного «универсального человека», Леонардо осмысливался в
последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон
творческих исканий эпохи. Являлся основателем искусства Высокого
Возрождения.
Биография
Детство
Дом, в котором жил Леонардо в детстве
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции
в «Три часа ночи» т.е в 22:30 (по современному отсчёту времени)
Отмечено в дневнике деда Леонардо(дословный перевод) «В субботу, в три
часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика
назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Его родителями
были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина.
Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью. Его отец вскоре
женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным,
и Пьеро забрал своего трехлетнего сына на воспитание. Разлученный с
матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих
шедеврах. Жил он в это время у деда. В Италии того времени к
незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам.
Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей
судьбе Леонардо. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при
родах. Отец женился повторно — и снова вскоре остался вдовцом. Он
прожил 67 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался
приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не
интересовался законами общества.
Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто "(родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
Щит дракона
Существует легенда о начале пути великого художника. К отцу Леонардо
будто бы обратился крестьянин. Он передал нотариусу круглый щит из
фигового дерева и попросил найти художника, способного расписать этот
щит. Пьеро не стал искать специалиста и поручил работу сыну. Леонардо
решил изобразить нечто «страшное». Он принёс в свою комнату множество
«моделей», змей и насекомых причудливого вида, и написал на щите
дракона. Ошеломлённый отец после этого отправил Леонардо учиться к
лучшему живописцу Тосканы, Андреа дель Верроккьо. Так четырнадцатилетний Леонардо очутился в знаменитой художественной мастерской того времени.
Мастерская Верроккьо
Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней
Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным
наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил
черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо
этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и
моделированием. В мастерской часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо, Перуджино, Боттичелли и Лоренцо ди Креди. Впоследствии, даже когда отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо.
В 1473 году, в возрасте 20 лет, Леонардо Да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.
Побежденный учитель
В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во
Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового
искусства. Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях.
Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко
покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он
совершенствовал свое мастерство. Однажды Верроккьо
получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать
одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных
мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с
помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось
исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и
Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над
учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и
никогда больше не возвращался к живописи.
Профессиональная деятельность, 1476—1513
В возрасте 24 лет Леонардо и ещё трое молодых людей были привлечены
к судебному разбирательству по ложному анонимному обвинению в содомии. Их оправдали[1].
О его жизни после этого события известно очень мало, но, вероятно, у
него была собственная мастерская во Флоренции в 1476—1481 годах.
В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари, очень талантливым музыкантом[2], создал серебряную лиру в форме конской головы. Лоренцо Медичи послал его в качестве миротворца к Лодовико Моро, а лиру отправил с ним как подарок.
Личная жизнь
У Леонардо было много друзей и учеников. Что же касается любовных
отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо
тщательно скрывал эту сторону своей жизни. По некоторым версиям, у
Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем».
Конец жизни
Во Франции Леонардо почти не рисовал. У мастера онемела правая рука,
и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Эта малодостоверная, но распространённая во Франции легенда нашла отражение в полотнах Энгра, Ангелики Кауфман
и многих других живописцев. Леонардо да Винчи был похоронен в замке
Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого
монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника,
инженера и зодчего Французского королевства».
Его основным наследником был Франческо Мельци: кроме денег, он получил картины, инструменты, библиотеку и др. Салаи и его слуге досталось по половине виноградников Леонардо.
Основные даты
- 1452 — рождение Леонардо сер Пьеро да Винчи в селе Анкиано близ Винчи
- 1470 — Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника (Флоренция)
- 1472 — член Флорентийской Гильдии художников
- 1472—1477 — работа над: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с Вазой»
- Вторая половина 70-х годов. Создана «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»)
- 1476 — Скандал с Сальтарелли
- 1478 — Леонардо открывает собственную мастерскую
- 1480 — по документам, в этом году у Леонардо уже была собственная мастерская
- 1481 —
монастырь Сан Донато а Систо заказывает Леонардо большой алтарный образ
«Поклонение Волхвов» (не завершён); начата работа над картиной «Святой
Иероним»
- 1482 — приглашён ко двору Лодовико Сфорца в Милане. Начата работа над конным памятником Франческо Сфорца.
- 1483 — начата работа над «Мадонной в гроте»
- 1485 — создан «Портрет музыканта»
- 1487 — разработка летательной машины — орнитоптера, основанной на птичьем полёте
- 1488 — картина «Дама с горностаем»
- 1489 — анатомические рисунки черепов
- 1490 — картина «Портрет музыканта». Выполнена глиняная модель памятника Франческо Сфорца.
- 1490 — Витрувианский человек — знаменитый рисунок, иногда называемый каноническими пропорциями.
- 1490—1494 — закончена «Мадонна в гроте»
- 1495—1498 — работа над фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане
- 1499 — Милан захвачен французскими войсками Людовика XII, Леонардо покидает Милан, модель памятника Сфорца сильно повреждена
- 1502 — поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера
- 1503 — возвращение во Флоренцию
- 1503 — картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и картина «Мона Лиза»
- 1505 — наброски полёта птиц
- 1506 — возвращение в Милан и служба у короля Франции Людовика XII (в то время контролировавшего север Италии, см. Итальянские войны)
- 1507 — изучение строения человеческого глаза
- 1508—1512 — работа в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио
- 1509—1513 — создана «Мадонна Литта»
- 1509 — роспись в соборе Святой Анны
- 1512 — «Автопортрет»
- 1512 — переезд в Рим под покровительство папы Льва X
- 1513—1516 — жизнь в Бельведере
- 1514—1516 — работа над картиной «Иоанн Креститель»
- 1516 — переезд во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика
- 1519 — смерть
Искусство
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник.
Кроме того, не исключено, что Да Винчи мог быть и скульптором:
исследователи из университета Перуджи — Джанкарло Джентилини и Карло
Сиси — утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова
является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да
Винчи[3].
Однако сам Да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую
очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не
очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому
художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его
работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую
художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той
когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его
работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего
развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно
отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было
движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении
перспективы, анатомии,
большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности,
работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы.
Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид
раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл
второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную
технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её
видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато —
дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает
цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на
качественно новую ступень.
Наука и инженерное дело
Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат, а именно: максимилиановские доспехи
ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц.
Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был
настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке.
Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц
разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но
они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный
аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать —
и крылья будут!» Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта
при помощи крыльев, приводимые в движение мышечной силой человека: идея
простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о
постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть
прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им;
приводить же себя в движение аппарат должен своей собственной силой.
Это в сущности идея аэроплана.
Для того чтобы успешно практически построить и использовать аппарат,
Леонардо не хватило только одного: идеи мотора, обладающего достаточной
силой. До всего остального он дошёл. Леонардо да Винчи работал над
аппаратом вертикального взлёта и посадки. На вертикальном «ornitottero»
Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему
послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю
и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полёте,
вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху… так надо
взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами…». Что касается
приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые
прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики
пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не
сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках Мыслитель
Творец «Тайной вечери» и «Джоконды»
проявил себя и как мыслитель, рано осознав необходимость теоретического
обоснования художнической практики: «Те, которые отдаются практике без
знания, похожи на моряка, отправляющегося в путь без руля и компаса…
практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».
Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку,
которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный
дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы,
архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и т. п.;
всё это пересыпано разнообразными изречениями, философскими
рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии.
Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к
тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор.
Признавая единственным критерием истины — опыт, противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлечённому умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции.
Для Леонардо да Винчи хорошо говорить — значит правильно думать, то
есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких
авторитетов. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только
схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и
гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в
суеверном преклонении перед авторитетом древних. Отрицая книжную
учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей,
Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за 100 лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки.
…Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…
Ни одно человеческое исследование не может называться истинной
наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если
ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают
истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, …потому, что в таких
чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет
никакой достоверности.
Дневники Леонардо
На сегодняшний день от дневников Леонардо уцелело около 7000
страниц, находящихся в разных коллекциях. Сначала бесценные заметки
принадлежали любимому ученику мастера, Франческо Мельци,
но когда тот умер, рукописи исчезли. Отдельные фрагменты начали
«всплывать» на рубеже XVIII—XIX вв. Поначалу они не встретили должного
интереса. Многочисленные владельцы даже не подозревали, какое сокровище
попало к ним в руки! Но когда учёные установили авторство, выяснилось,
что и амбарные книги, и искусствоведческие эссе, и анатомические
зарисовки, и странные чертежи, и исследования по геологии, архитектуре,
гидравлике, геометрии, боевым фортификациям, философии, оптике, технике
рисунка — плод одного человека. Все записи в дневниках Леонардо сделаны
в зеркальном изображении. Интересные факты
- Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512—1515 годами
|