Микела́нджело Буонарро́ти (полное имя — Микела́нджело де Франче́ско де Нери́ де Миниа́то де́ль Се́ра и Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни, (итал. Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni); 1475—1564) — итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.
Биография
Микеланджело родился 6 марта 1475 г. в тосканском городке Капрезе около Ареццо, в семье Лодовико Буонарроти, городского советника. В детстве воспитывался во Флоренции, затем некоторое время жил в городке Сеттиньяно.
В 1488 г. по совету лучшего друга Франческо Граначчи, Микеланджело против воли своего отца поступает учеником в мастерскую художника Доменико Гирландайо и занимается там в течение года. Год спустя, Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции.
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему.
Некоторое время Микеланджело живёт во дворце Медичи. После смерти
Медичи в 1492 г. Микеланджело возвращается домой.
В 1496 г. кардинал Рафаэлле Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим.
Скончался Микеланджело 18 февраля
1564 г. в Риме. Перед смертью он продиктовал завещание со всей
свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле,
имущество родным».
Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство
Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его
связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это
ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых
пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой
объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого
Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета́»
(1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в
пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог
реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором
цвета и формы. По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы
(1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до
потопа и включающую более 300 фигур. В 1534—1541гг в той же Сикстинской
капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и Собор св. Петра в Риме.
Творческое наследие
Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдешь ни у
древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он
обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее,
были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие
было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие
уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число
рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто
не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он
испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным.
Известные работы
-
- Давид. Мрамор. 1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.
- Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.
- Пьета. Мрамор. 1498—1499. Ватикан, Собор св. Петра.
- Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.
- Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502—1504. Лондон, Королевская академия искусств.
- Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Мадонна Дони. 1503—1504. Флоренция, Галерея Уффици.
- Мадонна Питти. Ок. 1504—1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
- Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан Пьетро ин Винколи.
- Гробница Юлия II. 1542—1545. Рим, церковь Сан Пьетро ин Винколи.
- Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.
- Роспись свода Сикстинской капеллы. Ватикан.
- Мадонна. Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521—1534.
- Библиотека Лауренциана. 1524—1534, 1549—1559. Флоренция.
- Капелла Медичи. 1520—1534.
- Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526—1533. Флоренция, церковь Сан Лоренцо.
- Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524—1531. Флоренция, церковь Сан Лоренцо.
- Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530—1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
- Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530—1534. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547—1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.
- Брут. Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
- Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535—1541. Ватикан.
Интересные факты
[править] Последняя работа
В 2007 году в архивах Ватикана
была найдена последняя работа Микеланджело — зарисовка одной из деталей
купола базилики Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом,
представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн,
составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 г.[1]
Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 г. в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке случайно был найден другой рисунок мастера. Он находился среди полотен неизвестных авторов эпохи Возрождения. На листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору — подсвечник для семи свечей.
В честь Микеланджело назван кратер на Меркурии.
Литература
- В. Д. Дажина Микеланджело. Рисунок в его творчестве. — М.: Искусство, 1987. — 215 с.
- Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В.Н.Гращенков. — М.: 1983. — 176 с.
- Микеланджело. Жизнь. Творчество / Сост. В. Н. Гращенков; вступительная статья В. Н. Лазарева. — М.: Искусство, 1964.
- Ротенберг Е. И. Микеланджело. — М.: Искусство, 1964. — 180 с.
- Микеланджело и его время / Под ред. Е. И. Ротенберга, Н. М. Чегодаевой. — М.: Искусство, 1978. — 272 с. — 25 000 экз.
- Ирвинг Стоун Муки и радости. — М.: Художественная литература, 1971. — 760 с. — 150 000 экз.
- Wallace, William E. Michelangelo: Skulptur, Malerei, Archtektur. — Köln: DuMont, 1999. (Monte von DuMont)
- Tolnay K. Michelangelo. — Princeton: 1943—1960.
- Gilles Néret Michelangelo. — Köln: Taschen, 1999. — 96 с. — (Basic Art).
- Ромен Роллан «Жизнь Микеланджело»
Ссылки
Источник: http://Мкианд |