Стих (др.-греч. ὁ στίχος — ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:
- художественная речь, организованная делением на некоторые ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции авторов («античный стих», «стих Ахматовой»)
- отдельная строка стихотворного текста, организованная по
определённому ритмическому образцу («да помнил, хоть не без греха, из
Энеиды два стиха»)
Термин восходит к античному метрическому и силлабо-метрическому
стихосложению. В этих системах, основанных на оппозиции
долготы-краткости гласных, определенная последовательность долгих и
коротких слогов сама по себе создавала ритмический образец. Такие
повторяющиеся образцы являлись структурными элементами текста и делили
его на сегменты:
- заданная последовательность слогов (обычно от двух до пяти) называлась стопой;
- заданная последовательность стоп (обычно от четырех до одиннадцати) называлась стихом;
- заданная последовательность стихов (обычно от двух до четырех) называлась строфой.
Стих делился на метры — группы стоп, объединенные общим ритмическим ударением, иктом. В стихах, состоящих из трех- и более сложных стоп, метром обычно бывает одна стопа (напр. дактилический метр —́ UU). В стихах, состоящих из двусложных стоп, метром обычно бывает группа из двух стоп (напр. ямбический метр U—́ ¦ U—). Отсюда стих различается по двум критериям:
- по количеству метров — бывают диметр, триметр, тетраметр, пентаметр, гекзаметр, гептаметр, октонар и т. д.;
- по количеству стоп — бывают диподия, триподия, тетраподия, пентаподия, гексаподия и так далее.
Любой стих может быть акаталектическим, каталектическим и гиперкаталектическим:
- акаталектический — стих, в котором все стопы сохраняются без изменений;
- каталектический — стих, в котором длина последней стопы уменьшена;
- гиперкаталектический — стих, в котором длина последней стопы увеличена.
|